Герои Арктики: экспедиция на полуостров Ямал

Путешественник, полярный исследователь, общественный деятель Эдуард Прудкий поделился воспоминаниями об участии в экспедиции команды Службы радиообеспечения Русского географического общества «R3CG», которая проходила на полуострове Ямал на полярной станции «Марресаля». Задачами экспедиции было проведение научно-технических исследований, а также осуществление осмотра прилегающей территории заброшенной воинской части и экологического мониторинга в районе мыса Марре-Сале. Их усилиями эти земли начали приводить в порядок, расчищая от мусора, который тут лежит со времен Советского Союза. И нам отрадно знать, что во всех суровых реалиях жизни на полярной станции Эдуарда сопровождал термос «Арктика», сохраняя такое нужное здесь тепло.

Эдуард на полярной станции «Марресаля»

Приводим ниже его рассказ о суровой жизни в условиях Крайнего Севера:

«Полярная станция «Марресаля» была образована в 1914 году, она расположена на западном побережье полуострова Ямал, в 12 км к северу от мыса Марре-Сале ( «Песчаная коса» — из ненецкого языка). Ранее станция называлась именно «Маре-Сале», а ещё в далёком прошлом эту станцию называли «станция смерти» по причине высокой смертности из-за цинги.

Берег Карского моря

Территория метеостанции лежит у самого глинистого обрыва бескрайней арктической тундры. У подножия обрыва такое же бескрайнее Карское море — постоянно ревущее, серое и холодное. Ближе к полярной ночи сюда надвигаются льды… С приходом длинной полярной ночи наступает и нескончаемое завывание ветра, дополняемое постоянным шумом от грохочущих льдин бушующего моря. Далее — сильные метели и трескучий мороз. Последствия пурги это труднопреодолимые даже специальной техникой торосы и заметенные строения почти по самую крышу.

Если лицом полярной станции считается метеоплощадка, то сердцем – бесспорно, дизель-генератор

Если лицом полярной станции считается метеоплощадка, то сердцем – бесспорно, дизель-генератор. Здесь рождаются тепло, свет и электрическое питание. Если с дизель-генератором что-то случится, то жизнь на станции через некоторое время остановится, поэтому техники-метеорологи несут ответственную вахту исполняя роль механиков. На Крайнем Севере хороший электрик-дизелист ценится не меньше, чем хороший повар. А хороший электронщик-радист, знающий толк в своем радиоделе и дружащий с паяльником, ценится не меньше, чем хороший стоматолог.

Метеоплощадка

Здесь не бывает выходных, на метеостанции установлен единый распорядок дня, ритм ему задают завтрак, обед, ужин и, конечно же, поочередное несение служебной вахты для передачи метеоданных в срок. Сводки погоды передавались каждые 3 часа на коротких волнах по радиосети: в Амдерму, а затем уже в Архангельск и далее в Москву. Таким образом принимались и поздравительные радиограммы. В тундру за питьевой водой ездили по 2-3 человека – по одному опасно, так как периодически можно встретить хозяина Арктики белого медведя или его жену с медвежатами. После ужина и до отбоя свободное время, все проводят его по-разному. Невыход к завтраку без уважительной причины считается неуважением к коллективу. По субботам банный день, который означает и конец недели.

Маленький коллектив в замкнутом пространстве – целые сутки ты живёшь на виду, и все товарищи видят тебя со всех сторон, со всеми твоими изъянами. Некоторых в начале посещает тревожное чувство изоляции – отсутствие любых сотовых сетей и зоны WI-FI, ограниченное перемещение, а также моральная «усталость», но это, скорее всего разница возрастов и бытовых предпочтений каждого человека. Как и везде бывают разногласия в быту, но надо уметь находить компромиссы – быть человеком надо, прежде всего. Дисциплина на станции не очень строгая, хотя некоторые её сравнивают с военной. Все люди разные, нужен индивидуальный подход к каждому. Вечером после ужина беседы в кают-компании и традиционное чаепитие.

Наша команда доставила на станцию необходимые технические материалы и долгожданное продовольствие — по списку, предварительно составленному начальником полярной станции.

Также мы провели комплексное обследование и осмотр объекта для оказания необходимой технической и экологической поддержки в будущем, восстановили и настроили систему зажигания вездехода, немного улучшили базовое антенное хозяйство, дополнительно установили ещё одну коротковолновую антенну и организовали дополнительное рабочее место для аварийной связи с Большой землей.

Между тем, была проведена большая комплексная работа по испытанию новейших разработок коротковолновых средств связи отечественного производства – обмен e-mail, текстовыми сообщениями и цифровая голосовая связь с выходом на телефонную сеть общего пользования это новый виток в развитии отечественных средств связи для Крайнего Севера.

Горячий чай из термоса «Арктика» был нашим надежным другом.

Мы оказывали необходимую техническую и физическую помощь по мере возникновения различной потребности в этом – например, когда вездеход начальника полярной станции проваливался под лёд, то в этот момент дополнительные силы были в самый раз. Добрались пешком по арктической тундре до базы полярной станции и затем уже на снегоходе с метеорологом обратно вернулись со всем необходимым. Горячий чай из термоса «Арктика» традиционно был всегда нашим надежным другом.

Конечно же мы и разбавили обстановку на станции своим присутствием — каждый день похож на другой день, все одни и те же лица, те же стены, одинаковый пейзаж вокруг… Поэтому прибытие нашей команды на станцию было для сотрудников событием. Так как на полярной станции отсутствовал доступ к сети Интернет, мы периодически несли вахту в радио эфире, передавая по просьбе сотрудников станции радиограммы их родственникам и близким, ну и своим, конечно же — ведь нас всегда ждут дома – мамы, жены, дети… и настоящие друзья.

Мы задержались на полярной станции «Марресаля» из-за сложной транспортной доступности: легендарный ледокол (Научно-экспедиционное судно) «Михаил Сомов» не стал заходить к нашему берегу из-за неблагоприятных метеоусловий, а следующий его рейс в нашу сторону ожидался только в начале июля. Заходить к нам на обратном пути, следуя из района Чукотки, у капитана судна не значилось в основных планах –они предварительно обещали зайти к нам, чтобы отгрузить кое-что из того, что забыли по ошибке отдать еще в июле… Но из-за непогоды они всё-таки не стали делать крюк в примерно несколько сотен миль.

Начальник станции рассматривал, как вариант выдвинуться с ним в сторону Воркуты на «Ниве» — его личный автомобиль, который он доставил на станцию из своего дома в Барнауле.

Кстати, этот автомобиль по-своему тоже легендарный – на стацию и со станции машина доставлялась на «Сомове», причем, на обратном пути прошла почти весь Северный морской путь.

Возвращение на Большую землю на неподготовленном автомобиле это был не лучший вариант – зимника нет, и пробовать было рискованно. Тем более, что накануне мы уже несколько раз проваливались под лёд на снегоходе, когда пытались добраться до поселения ненцев, чтобы воспользоваться их спутниковым телефоном. Чтобы вызвать вертолет, нам нужен был спутниковый телефон – такая была условность связи с командиром авиаполка. На станции доступ к сети Интернет отсутствовал из-за аварии и повреждения спутникового модема. В итоге, когда пурга сделала паузу, нам всё-таки удалось улететь с полярной станции: «Прилетела птичка», – так любя мы называем это. Звук приближающегося вертолёта знаком многим бывалым – всегда вызывает небольшое волнение и радость от предчувствия скорой встречи с родными и близкими на Большой земле».

«Крайний Север запоминается не только жгучими морозами и хлещущей в лицо пургой – Ямальская земля чарует своей неповторимой красотой, открывающейся только тем, кто силен духом».

После передачи представителям военного ведомства материалов экспедиции «R3CG» по экологическому мониторингу в районе мыса Марре-Сале, через некоторое время дело двинулось дальше. Министр обороны РФ дал поручение военным экологам Центрального военного округа запланировать на 2020 год работы по приведению в надлежащее состояние территории заброшенной воинской части в районе мыса Марре-Сале. На протяжении всего лета и части осени прошлого года военные экологи выполняли первый этап работ по зачистке от мусора.

Мы говорим Эдуарду и всем членам экспедиции «R3CG» большое спасибо, ведь природа Арктики, такая суровая и неприступная, под набором человека может потерять свое равновесие. Именно поэтому она нуждается в бережном обращении и заботе.

Текст и фото предоставлены Эдуардом Прудким, www.rgoyanao.ru

источник https://vk.com/@rusarctica-yamal-geroi-arctiki

Поделиться записью

Author: Impuls